Повесть о "забытых" полезных
предложениях от
состарившегося автора – Маленкова С.К. |
||
Слева направо – герой
тех событий (и автор этих строк) от
70-го года до 2006-го. |
Часть 9, 1-е издание,
иллюстрированное (v1)
7. Метро без правил (+ стр. 2) |
9.. Конструктор для конструктора и…
В 80-е годы я, работая в
МПКБ "Восход"[1], по собственной
инициативе создавал набор типовых конструктивных элементов[2] для авиаприборов.
Начальству это казалось совсем ненужным делом, хотя существовали нормы
и коэффициенты унификации и стандартизации[3] элементов конструкций, коэффициенты
использования одного элемента в нескольких конструкциях, коэффициенты
взаимозаменяемости… Это наводило на мысль, что уже кто-то был
озабочен полезностью их увеличения[4] в реальных конструкциях,
но оставил на совести исполнителей достижение наилучшего результата. А исполнители были безразличны или иногда и бессовестны. Могли, но не
делали, как лучше. А иногда им мешали начальники, как случилось и в
отношениях со мной. Вот я и решил преодолеть этот барьер в одиночку, по своей инициативе.
Я создал набор чертежей типовых деталей, где их размеры были сведены в
таблицу, а "рисунок" показывал примерный тип
формы с размерами, но не конкретную деталь. В приборах для ЯК-42 и в последующих конструкциях, в том
числе для приборов "Бурана", это сыграло решающую
роль. Я смог в одиночку вести набор альбомов чертежей, "неподъёмный" для остальных
конструкторов КБ. И конечно, катаясь на
работу и с работы на метро, не мог обратить внимание на то, вагоны метро тоже
идеально подходят под мою игру в унификацию элементов конструкций. Вагоны в составе поезда
есть чисто пассажирские, а были - с кабинами машинистов. Кабина и её "начинка" могут меняться (при
совершенствовании системы управления) чаще, чем салон пассажиров. Но надо ли
при этом менять вагон? Если сделать съёмную "голову вагона" – кабину машиниста[5], то привычная обстановка
пассажиров не изменится. Элементы пассажирского салона тоже должны быть заменяемы, но не
столь легко, чтобы их могли просто снять и унести… Я бы выделил и раму
в вагоне, навешивая на неё колёсные группы, иное оборудование вагона, кабину
машинистов, стены и потолок салона. Разумеется, - кресла, окна, двери,
светильники и др. мелочи. Детализация жёсткой "коробки" вагона[6] особенно трудна, т.к.
вагон может потерять жёсткость и дребезжать всеми разборными частями. Но я
убеждён, что рама с "ходовой частью" и её автоматикой может быль отдельной от салона
пассажиров и кабины водителя[7]. И это даст
дополнительные удобства эксплуатации и ремонтов. Возможно, пора в донной части под полом пассажирских салонов,
размещать и кондиционеры[8]. А не грести далеко
негигиеничный воздух из тоннелей или улиц – в пассажирские салоны. Поезд
может быть оснащён оперативным газоанализатором воздушной среды вагонов и тоннелей. Но самым необходимым в
движущемся поезде является туалет. Мало того безобразия, что
общедоступных туалетов нет в наземных станциях метро и на платформах. метро
является опасным местом и силу транспортного движения, и трудности
обеспечения безопасности от диверсий. Но оно обеспечивает нас ещё и бытовыми
диверсиями. Трудно представить бедствие едущего с вещами, которого
"приспичило". В поездах туалеты есть. Электрички в тамбурах уже
дурно пахнут. Зачем же в метро проводить такие эксперименты и пытки отсутствие
главного бытового удобства? Поэтому, хоть с миноискателями и газоанализаторами, хоть с
видеокамерами, но туалет в поезде и на платформе метро должен быть! Это -
минус и полезного объёма перевозимого пассажиропотока. Это минус вес воды,
дезинфецирующих составов, оборудования туалета, канализации. Это - плюс к
стоимости перевозок. Но это - возвращение к цивилизации. Кстати, комплектацию салонов для разных климатических условий
эксплуатации тоже так легче менять. И для экспорта в разные страны (регионы,
города) можно менять дизайн, не меняя общую систему и её унифицированную
ремонтопригодность. В этой разнице комплектации может быть и дополнительная
связь из вагона через усилитель и антенну поезда (телефон[9], интернет), размещение справочных
дисплеев,
дополнительная видеоохранная система и др. Та же ситуация - у электропоездов "обычной" "железной" дороги. Только вагоны
электричек - размером больше вагонов метро. Иногда в тупиковых ветках у
многих железнодорожных станций можно видеть "кладбище" вагонов и тепло-электро-возов. С них постепенно
снимают узлы для ремонта других "единиц". А так происходит потому, что
мала стандартизация и заменяемость узлов у разных вагонов и тягачей. И всё
снимаемое навешано на короб вагона, который и становится естественным и
громоздким местом складирования. И нет нормальных складов хранения и системы обмена
частями (каталога их
наличия в
разных регионах). А создать эти каталоги легче и полезнее, чем создавать
неохраняемые кладбища запчастей под открытым небом. Предложению моему уже более 20 лет. Оно подавалось и в 90-93
годы моего "депутатства". "Реформ" было много. И
большинство – вредных. А в этом вопросе управленцы Москвы и страны – "не
мычат и не телятся"… У них всегда трудности – с публичным обсуждением
предложений граждан, с публичным принятием решений для Москвы и страны.
А надо нам, надо переходить на проведение электронных обсуждений и
голосований, лишая тем самым чиновников широты их самодурства в незаконном управлении
общенародной собственностью. 1985 - 2005 |
\ к оглавлению \ к сборнику Безумных идей ХХ века \ МосГорЗаконСправка
\ ППЗ \
СОП \ градорук \ ЗаБракГС \ ЗаМКАДокия \ здравохран
\ избирмош
\\
домком \ РК
помогает обойти КГБ \ домкомовская молодёжь \ инициативы жителей \ первый референдум \
Первомайский оперотряд \ из
истории \ стимулы \ всеобуч \\ к сборнику Безумных идей ХХ века \
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО
МОИП, 1993-2016
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
и поставить его на Ваш сайт \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
uniqum53
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-07-2016fog
[2] Идея рождена была из образа детских наборов "конструктор", где из пластинок с дырочками можно
собрать и пароход, и самолёт…
[3] Стандарт не обязательно предписывал применять конкретную конструкцию, но мог требовать соблюсти
некоторые принципы её создания, например, позволить отдельно сменить кабину машиниста, крышу
вагона, элементы стен и "ходовой части". Иногда полезно предписать и использование конкретного
образца конструкции, например, как самой надёжной из испытанных.
[4] Соответственно, была призрачная надежда вопить о помощи и получить поддержку этого круга людей,
когда нестерпимо "прижмут" меня на "неплановом" широком внедрении этой идеи.
[5] Есть марки автосамосвалов, у которых кабина откидывается, давая доступ к механизмам под ней. У вагона
такой необходимости ремонта в пути - нет. Но депо можно было бы менять неисправную кабину на
исправную, если ремонт требует много времени. Для такого ремонта "частями" нужен один вагон
в качестве образца-стенда.
[6] В современных вагонах короб вагона, как и кузов автомобилей, является несущей конструкцией,
воспринимающей все нагрузки от движения и перевозимого груза. Его повреждение меняет
функциональные способности авто или вагона. Он – самая дорогая часть. Лучше эту функцию возложить
на раму, несущую всё остальное. Примитивным воплощением этой идеи являются гоночные "карты".
[7] Грузовые автомобили именно так и создаются. Жестянка кузова автобуса тоже не несущая. И хорошего
автобуса она не дребезжит.
[8] Они, конечно, должны быть без накопительных пылевых мешков, иначе часть пыли из них, самой мелкой
и опасной, будет лететь нам в лёгкие. Варианты использования водяного тумана или брызг для
воздухоочистки я предлагал ещё в 66-м году!
[9] У некоторых провайдеров и операторов связь "не достаёт" пользователей в тоннелях и в поездах метро.
Соучастие в услуге – соучастие в прибылях, в создании специфического рынка (места) услуг.